Parketprom.ru

Стройка века — журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Направленное освещение функциональной зоны

Типы освещения

В этой статье мы даем базовую классификацию светильников общего света. Обсуждаем, какие разновидности общего освещения известны, чем направленный свет отличается от рассеянного или отраженного. Как выглядят светильники смешанного света. Наконец, затрагиваем типы местного и косвенного освещения.

  • 1 из 1

На фото:

Направленный свет — агрессор! Большинство проектов выполняется в комбинаторном использовании видов освещения: направленного и рассеянного. Это дает возможность выбора настроения освещения.Выбор в пользу направленнного или рассеянного света может быть продиктован стилем в котором делается интерьер. Так классический интерьер не подразумевает использование направленного света только по той простой причине, что в те культурные периоды его просто не существовало. Но не стоит принимать это за догму, дизайн в правильном его понимании не терпит правил. Нам случалось использовать в интерьере только рассеянный свет, используя люстры и торшеры с абажурами и бра в матовых плафонах без применения галогенных направленных ламп. Не припомню, чтобы где-то использовался исключительно направленный свет, так как это достаточно агрессивное освещение.

Направленный свет — агрессор! Большинство проектов выполняется в комбинаторном использовании видов освещения: направленного и рассеянного. Это дает возможность выбора настроения освещения.Выбор в пользу направленнного или рассеянного света может быть продиктован стилем в котором делается интерьер. Так классический интерьер не подразумевает использование направленного света только по той простой причине, что в те культурные периоды его просто не существовало. Но не стоит принимать это за догму, дизайн в правильном его понимании не терпит правил. Нам случалось использовать в интерьере только рассеянный свет, используя люстры и торшеры с абажурами и бра в матовых плафонах без применения галогенных направленных ламп. Не припомню, чтобы где-то использовался исключительно направленный свет, так как это достаточно агрессивное освещение.

Общее освещение

Предназначено для освещения всего помещения в целом. Его разделяют на направленное освещение, непрямое освещение, рассеянное и смешанное освещение.

Направленное (прямое)

Наиболее распространенный тип освещения. Его обеспечивают осветительные приборы, световой поток которых полностью направлен на определенную поверхность. Объекты в этом случае визуально кажутся больше и объемнее. Направленный свет дают светильники-плафоны, настольные лампы, подвесные и некоторые встроенные модели.

  • 1 из 7

На фото:

Светильники направленного света легко отличить от всех прочих: они дают на полу или стене выраженное световое пятно от направленного пучка света.

Непрямое (отраженное)

Световой поток направляется на стены и потолок, откуда он отражается, создавая равномерное освещение. Такой световой сценарий можно создать с помощью небольших потолочных светильников, размещенных по периметру помещения. Пространство будет казаться прозрачным и невесомым, а главное — очень комфортным. Схожего результата можно добиться, расположив в комнате один или несколько торшеров с плафонами, направляющими свет в потолок.

  • 1 из 2

На фото:

Кажется, что светится не лампочка, а стена, на которую попадают ее лучи: такую зрительную иллюзию создает светильник отраженного света.

Рассеянное

Световой поток лампы, рассеиваясь сквозь плафон из полупрозрачного материала, создает равномерное освещение. Угол рассеивания при этом может достигать 360 градусов. Такой способ освещения имеет наибольший коэффициент полезного действия КПД и лучше всего подходит для общего освещения, которое создается с помощью люстр или подвесных светильников.

  • 1 из 2

На фото:

Светильник, лампочка которого полностью закрыта абажуром, создает равномерный рассеянный свет.

Смешанное

Соединяет в себе три вышеперечисленных типа: свет одновременно распространяется вверх, вниз и сквозь полупрозрачные материалы. Такой свет дают некоторые настольные лампы, а также новейшие модели офисных подвесных светильников.

  • 1 из 3

На фото:

Перед вами светильник смешанного света: на столе под настольной лампой яркое световое пятно направленного света. В то же время лучи уходят через верхнюю часть абажура и отражаются на стене по-соседству (отраженный свет).

Местное освещение

Комбинированное освещение. Это схема освещения соединяет в себе общее и местное освещение одновременно. Только она позволяет выровнять распределение яркости в поле зрения человека. И при этом добиться необходимого уровня освещенности.

На фото: гостиная из проекта, реализованного студией B&L.

Задача местного освещения — акцентировать внимание на каких-то определенных объектах или зонах. Дизайнеры утверждают даже, что без местного освещения интерьер не выглядит полным и логически завершенным. В некоторых комнатах (кабинете или спальне) можно совсем отказаться от общего освещения — использовать только приборы местного освещения. Настольные лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимую зону — столешницу стола или изголовье кровати. В то время как остальная часть помещения останется в полумраке.

  • 1 из 1

На фото:

В спальне вовсе не обязательно использовать общий искусственный свет — достаточно местного освещения в нужных зонах.

Искусственное освещение.

Под понятием искусственное освещение подразумевается получение света от неестественных источников (ламп). Данное освещение сегодня осуществляется в основном двумя типами: с использованием люминесцентных ламп или ламп накаливания. В народе люминесцентные источники света часто еще называют «экономками», из-за их низкого потребления электроэнергии. Сейчас представлен широкий выбор спектров видимого излучения такого вида ламп, найти можно лампы дневного света, белого либо тепло-белого. Обладая достаточно высокой светоотдачей, люминесцентные лампы излучают равномерно мягкий свет.

На рисунке представлены фото лампы накаливания, люминесцентной и светодиодной ламп.

Не всем известен тот факт, что на солнечный свет похож больше именно люминесцентный свет и он полезнее для зрения. Хотя лампы накаливания у людей создают ощущение комфорта, они горят очень ярко, но полученного света отдают гораздо меньше при этом, чем люминесцентные.

Существует также немало других типов источников искусственного света: натриевые, галогенные, ртутные, которые по разным причинам широкого применения не получили.

На смену «экономкам» в последнее время пришли светодиодные типы ламп, обладающие отличными характеристиками, однако в быту их пока применяют редко, так как они имеют высокую стоимость.

Для простого расчета необходимого числа ламп воспользуйтесь Калькулятором расчета количества ламп.

Нормы освещенности или сколько требуется человеку света?

Если излучаемый источником освещения свет раздражает сетчатку человеческого глаза, то такой свет считается некачественным. Не всегда наилучшим вариантом может быть самая дорогая лампа, к примеру, фитолампы стоят достаточно дорого, но для людей они не подходят. Единицей измерения освещения принято считать – 1 люкс (лк). Разницы между 100 и 200 Лк человеческий глаз не улавливает, но при этом организм может пострадать. Во дворе в солнечную погоду может быть 100.000 Лк, а возле окна – только 100 Лк, но такой колоссальной разницы человек не заметит. Это приводит ктому, что людям часто катастрофически не хватает света у себя дома.

Читать еще:  Диван коричневый в интерьере

Зависит норма освещенности от того, для каких целей будет использоваться помещение. Должно быть больше всего света – 200 Лк в гостиных, кухнях, ванных комнатах и гардеробах. По санитарным нормам на лестничных пролетах искусственное освещение необходимо устанавливать с источником света, излучающим 150 Лк, а в коридорах, прихожих и комнатах отдыха достаточно 100 Лк. Для чтения требуется освещение 30−50 Лк.

Для нежилых помещений устанавливаются другие нормы. Чтобы пребывание в спортзале было наиболее комфортным, должен быть уровень света выше 300 Лк, для офисов нужно от 300 до 500 Лк, на складе же хватит и 200 Лк.

Ради экономии электричества, приведены данные минимальные нормы, но этого освещения некоторым людям может быть недостаточно, поэтому в таких случаях, искусственное освещение подбирается индивидуально, принимая нормы во внимание.

Основные виды искусственного освещения.

В зависимости от места нахождения источника света, принято различать несколько основных видов искусственного освещения:

Свет равномерно рассеивается по всему помещению при общем освещении. Люстра посредине потолка – это стандартный вариант общего освещения, хотя в определенной точке свет может быть ярче, происходит освещение всего помещения. Светильников иногда бывает несколько штук, тогда для правильного распределения света, их располагают через равные промежутки друг от друга.

Локальное искусственное освещение предполагает выделение определенной зоны при помощи светильника, который располагается на конкретном участке: над рабочим или кухонным столом, а также на стене. Необходимым количеством света позволяет обеспечить нужную зону локальное расположение ламп, поэтому данный тип освещения получил широкое применение в офисах, школах, больницах или на производствах.

Когда же выполняется совместное применение общего и локального искусственного освещения, такой вид освещения называется комбинированным.

Пример локального освещения в спальне над кроватью.

Акцентное освещение применяют, чтобы привлечь внимание людей к отдельным предметам. Такой тип освещения наиболее часто применяется для оснащения витрин магазинов, автосалонов, музеев или арт-галерей.

Было доказано при проведении исследований, что наличие в торговых точках акцентного освещения, помогает на 30% повысить продажи. Создается такое освещение благодаря использованию прожекторов (для внешнего и внутреннего подсвечивания) и светильников направленного света. С целью акцента на конкретные предметы, существует несколько типов акцентного освещения: галогенный, светодиодный, металлогалогенный и люминесцентный.

Декоративный вид освещения используют для создания праздничной атмосферы и украшения помещения, иллюминацию при этом можно устанавливать как внутри помещения, так и снаружи. Обычные или ленточные светодиоды и прожектора применяют с этой целью.

Виды искусственного освещения по направлению светового потока.

Освещение общего типа предназначается для того, чтобы было комфортно и светло во всем помещении, оно бывает нескольких типов: прямое (направленное), непрямое, смешанное, рассеянное.

При прямом или направленном освещении источник света направляется на определенную поверхность или объект, благодаря чему они визуально увеличиваются. Такого эффекта можно добиться при помощи настольных ламп, светильников-плафонов, некоторых встроенных или подвесных моделей осветительных приборов.

Непрямое освещение также называют отраженным, так как свет, который излучается располагающимися по периметру помещения софитами, отбивается от стен и потолка, освещая равномерно помещение. Благодаря использованию непрямого освещения, пространство вокруг кажется невесомым, а дом – комфортным.

При рассеянном освещении свет равномерно рассеивается во всем помещении (радиус может быть 360 градусов), проходя через полупрозрачный плафон. Такой эффект можно получить при использовании люстр или подвесных светильников.

Смешанное освещение сочетает в себе все виды перечисленного освещения, но свет при этом распространяется в нескольких направлениях.

Сочетание рассеянного и непрямого освещения.

Функциональное назначение видов искусственного освещения.

Искусственное освещение на производственных объектах используется достаточно широко, оно подразделяется на виды в зависимости от области его назначения. Принято выделять такие виды систем искусственного освещения: рабочие, аварийные и охранные.

Рабочее освещение в здании и на прилегающей территории обеспечивает нормальные условия труда.

Подсветку границ территории охраняемого объекта предполагает охранное освещение.

Аварийное освещение предусматривает при повреждении основного источника питания, подключение системы освещения к генератору или другому альтернативному источнику. Очень важную роль играет данный тип освещения при возникновении чрезвычайных ситуаций, этим типом освещения обязательно должны быть оснащены больницы, вокзалы, школы, промышленные и другие стратегические объекты. Аварийные светильники могут осуществлять работу от центральной аварийной системы или же автономно (от аккумулятора установленного внутри). В жилых домах аварийное освещение устанавливается редко, хотя это могло бы многих проблем помочь избежать. Часто при временных отключениях электроэнергии бывают случаи травматизма на лестничных пролетах.

Указатель аварийного освещения.

Итак, функции излучаемого света очень разные, а от правильного выбора типа освещения зависит не только здоровье человека, но и безопасность.

Кратко об общепринятых нормах освещения

Любое освещение (естественное и искусственное) в доме и квартире должно обеспечив достаточную освещенность помещения и находящихся в нем предметов, а также должно быть равномерным без резких и неприятных теней.

Естественное освещение от прямых или рассеянных солнечных лучей меняется в зависимости от многих физических характеристик — времени суток и года, географической роты местности, состояния атмосферы и т. д., а также от расположение окон, их габарита и др. В помещения, окна которых выходят на север частично, на запад и восток, попадает лишь рассеянный свет. Для улучшения естественного освещения отделку стен и потолка в комнатах рекомендуется делать светлыми тонами, т. к. свет, попадая на темные поверхности, не отражается многократно, а сильно поглощается. Коэффициент отражения (показывающий, какая часть света сохраняется при отражении) составляет: для белой клеевой краски — 0,70—0,80; кремовой светлой — 0,70—0,74; светло-серой — 0,40—0,50; светло-зеленой — 0,42— 0,47; темно-зеленой —0,12, коричневой — 0,12. Естественная освещенность зависит также от потерь света при прохождении через оконные стекла. Запыленные стекла поглощают до 30% света, В дневное время при недостаточном естественном освещении рекомендуется использовать в качестве дополнительных источников света светильники с люминесцентными лампами — спектр их излучения близок солнечному. Иногда же солнце светит настолько ярко, что слепит глаза, и для ослабления прямых лучей рекомендуется применять занавеси, жалюзи или синтетическую пленку с полупрозрачным зеркальным покрытием, отражающим значительную часть света (особенно на окнах, балконах и лоджиях, выходящих на южную сторону).

Читать еще:  Шторка в ванной комнате фото

Искусственное освещение создается электрическими светильниками. Правильное освещение не должно создавать чересчур ярких полей, нежелательного отблеска поверхностей и в то же время обеспечивать комфортную освещенность окружающих предметов (включая стены и потолок). Различают два основных вида искусственного освещения — общее и местное.

При общем освещении можно заниматься работой, не требующей сильного напряжения зрения. Это освещение смягчает резкий переход от света к тени, вредный для глаз. Чаще в светильники общего освещения вкручивают самые мощные лампы.

Для выполнения работ более высокой точности используют светильники местного освещения. Светильники, свет которых направлен вверх, на потолок, или равномерно рассеивается по помещению, создают наиболее мягкое освещение и потому чаще используются в спальнях. Светильники, свет которых направлен преимущественно вниз, используются обычно в столовой. Локальное освещение для подсветки применяется, например, в ванных комнатах. Общую освещенность в помещении можно считать достаточной, если на 1квадратный метр площади приходится от 15 до 25 Вт мощности ламп накаливания.
В одном или нескольких местах помещения следует обеспечить местное освещение. Например, на письменном столе, поверхность которого невелика, нет смысла устанавливать настольную лампу (она занимает слишком много места), а лучше воспользоваться лампой-прищепкой, укрепленной на стене. Для чтения в кресле, вязания и др. рекомендуется использовать напольный светильник — торшер. В любом случае уровень освещенности (лк) должен соответствовать характеру выполняемой работы:

  • Черчение, рисование 500
  • Вышивание, вязание, шитье 400
  • Работа за письменным столом 300
  • Приготовление пищи, мытье посуды, стирка 200

Достаточное освещение листа ватмана при черчении обеспечит светильник с лампой накаливания мощностью 150 Вт на расстоянии 80—100 см. Штопку черными нитками (что требует очень высокой освещенности) можно выполнять при лампе накаливания мощностью 100 Вт на расстоянии 20—30 см. Для продолжительного чтения можно рекомендовать светильник с лампой накаливания мощностью 60 Вт.

Прямой свет в светильниках местного освещения всегда направлен вниз. Обычно в них вмонтированы диффузные отражатели, надежно защищающие глаза от слепящего света. Удобны светильники с регулируемым положением.

К светильникам комбинированного освещения относятся многоламповые (в частности, люстры), имеющие две группы ламп: одна обеспечивает местное, другая — общее освещение. Обе группы можно включать независимо друг от друга. Обычно местное освещение достигается одним мощным источником света, расположенным в центральной части светильника, например лампы накаливания в 100, 150 или 200 Вт. Общее освещение в этом случае создается относительно маломощными (15—40 Вт) лампами. При зональном освещении роль светильников ограничена размерами функциональной зоны. Изменяя величину и направление световых потоков, включая в различных сочетаниях светильники, расположенные в разных зонах, и перемещал их в пространстве, можно значительно изменить условия освещенности в соответствии с переходом от одного вида деятельности к другому.

В прихожей чаще устанавливают потолочный светильник. При высоких потолках можно применить и подвесные светильники. Если в прихожей расположено зеркало, то по обе стороны от него устанавливают настенные светильники так, чтобы отражение светильников в зеркале не попадало в поле зрения.
В общей комнате в соответствии с традициями посредине потолка навешивают многорожковую люстру или люстру с хрустальным убором и несколькими источниками света. Такие светильники особенно нарядны и создают торжественную обстановку. При необходимости яркость светильника можно понижать с помощью светорегулятора, который позволяет плавно изменять потребляемую светильником мощность в пределах от нуля до максимально возможной (номинальной).

Реже применяется более целесообразный прием, обеспечивающий одновременно общее освещение комнаты и местное освещение наиболее крупной функциональной зоны (чаще обеденной). Если обеденная зона используется не только по прямому назначению, но и для работ, требующих значительного зрительного напряжения (например, шитья, черчения), удобно использовать светильник над столом.

Для освещения рабочего места в общей комнате следует применять переносной настольный светильник и располагать его так, чтобы свет падал спереди с левой стороны работающего (для левши — с правой стороны). Наиболее рациональным является настольный светильник с шарнирными или гибкими соединениями (световой поток может быть направлен в любое место стола и под нужным углом).

В спальне, кроме общего освещения, необходимо предусмотреть и местное — у изголовья постели и туалетного столика.

В детской для общего и местного освещения целесообразно использовать подвесной светильник комбинированного освещения, который за счет длинного шнура можно подвешивать в различных участках потолка, направляя по желанию свет на стол для занятий, в зону игр, на кровать и др. Неприемлемы для детской комнаты свободно стоящие светильники.

Организация освещения кухни, как правило, зависит от ее размера. В небольшой кухне достаточно и потолочного светильника. Для местного освещения рабочего стола удобно использовать люминесцентные лампы. Кроме того, выпускают светильники, на передней панели которых смонтированы: розетка для подключения электробытовых приборов, таймер со звуковым сигналом, часы, а также выключатель с клавишей большого размера. В кухне большого размера освещения можно организовать по зональному принципу.

Для освещения ванной комнаты и туалета рекомендуется применять специальные уплотненные светильники из молочного стекла с мощностью ламп накаливания 40-60 Вт. В ванной комнате целесообразно также использовать светильники с люминесцентными лампами, существенно повышающими освещенность в помещении.

Читать еще:  Подушки из шелка

Архитектурное освещение: Нужно ли интерьеру

Освещение влияет на восприятие пространства. Вы можете каждое утро просыпаться с хорошим настроением

Основы основ светодизайна

Три важнейших принципа светодизайна обозначил еще 60 лет назад Ричард Келли, основоположник этого направления. За свою карьеру он принял участие в трехстах проектах, имеющих отношение к световому дизайну, работал со знаменитыми архитекторами Филипом Джонсоном и Людвигом Мисом ван де Роэ и кардинально повлиял на отношение архитекторов к использованию возможностей света и архитектурного освещения.

Основываясь на огромном опыте, Ричард Келли сформировал три принципа светодизайна, широко цитирующихся до сих пор.

2. Свет, чтобы увидеть
Второе направление Ричард Келли обозначил как « свет, чтобы увидеть » .Сюда относятся споты, акцентирующие внимание на том или ином объекте, и светильники, направленные на стены, — они взаимодействуют с архитектурой пространства, практически выстраивая её.

Правильный симбиоз архитектурных форм, направленного и отраженного света, залитых светом стен и направленного света может полностью изменить восприятие комнаты, придать ей дополнительный объем, разделить на зоны и дополнительно подчеркнуть выигрышные ходы.

3. Свет, чтобы смотреть
Последнее направление — « свет, чтобы смотреть ». Это декоративное освещение и эффекты. В связке с остальными направлениями, этот вид освещения создает атмосферу, подчиняясь тому или иному сценарию. Во многом этот принцип пересекается со вторым, с той разницей, что этот сценарий работает непосредственно на человека и его сознательное или подсознательное восприятие пространства. Так, скажем, залитая в меру ярким белым светом ванная комната поможет проснуться утром и настроиться на продуктивный день, но не подойдет для комфортной и успокаивающий вечерней ванны перед сном.

Выстраивание сложных световых сценариев, оптимальных для разных занятий, времени суток и даже для настроения разных членов семьи выгодно отличает архитектурное освещение от привычной, но ограниченной в возможностях, комбинации « верхний свет / нижний свет » .

О психологии света

Свет несет огромную эмоциональную нагрузку и действует как на уровне подсознания, так и ассоциаций — например, холодный флюоресцентный в белом помещении сразу же напомнит больницу (более широко — стерильное пространство), направленный светильник-спот создаст атмосферу камерности и привлечет внимание к детали. Цветные световые решения изменят пространство до неузнаваемости, не зря «красные фонари» стали именем нарицательным. А успокаивающие ночники — в основном, синие.

Есть и менее очевидные эффекты, которые оказывает свет на наше восприятие реальности. Ученые-физики даже проводили исследования по изучению реакции человека на сценарии с вертикальным и горизонтальным освещением в общественных и личных пространствах.

Горизонтальный свет
Это освещение потолка и пола. Чаще используется в проектах общественных пространств. В частности, за счет отражения с поверхностей, света кажется больше, четче считывается общая архитектура помещения. Все эти факторы подсознательно влияют на уровень комфорта человека в открытом непривычном пространстве. Такой вид освещения также воспринимается как более формальный и отлично подходит для лобби отелей или крупных магазинов.

Вертикальный свет
Напротив, в домашней комфортной обстановке горизонтальное освещение может быть излишним. Здесь предпочтение отдается вертикальному свету, направленному на стены, и спотам, отделяющим зоны и создающим визуальные островки. Кроме того, вертикальный свет визуально увеличивает пространство, что играет на руку, например, при работе с узким коридором или прихожей.

В идеале и в частных, и в общественных пространствах — комбинировать оба варианта освещения и варьировать ими в разных сценариях.

Архитектурный свет зачастую отпугивает заказчиков своим внешнем видом. Действительно, большинство таких светильников выглядят слишком « технологично » . Но то, что они проигрывают по внешнему виду красивым классическим люстрам, с лихвой наверстывают в функциональности. Вдобавок грамотный архитектурный свет полностью растворяется в пространстве. Подумайте, когда вы в последний раз обращали внимание на светильники в музее, если только они не бросали слишком сильные световые пятна на произведения искусства?

Вид архитектурных светильников не должен привлекать внимание. Они должны оставаться незаметными, если только их не выделяли специально.

Совет: Не нужно полностью отказываться от декоративного света. Во-первых, как следует из самого его названия, такой вид светильников несет на себе эстетическую нагрузку и дополняет интерьер. Во-вторых, настольная лампа на рабочем месте или люстра над обеденным столом выполняют вполне определенные роли — точечного освещения и создания атмосферы.

Какой бывает архитектурный свет
Архитектурное световое оборудование можно разделить на три большие группы: интерьерное, уличное и системы управления освещением.

В интерьерное оборудование входят системы шин, трековые споты, прожекторы и « заливающие » светильники, а так же их встраиваемые в потолок аналоги, модульные и линейные светильники (как потолочные, так и утопленные в пол). Подбирать конкретные варианты в каждом отдельном случае нужно, исходя из данных помещения, пожеланий заказчика и возможных сценариев.

Вариантов уличного освещения и того больше. К прожекторам, « заливающим » и линейным светильникам добавляются парковые, фасадные и встраиваемые прямо в грунт (к примеру, для декоративной подсветки садовых растений). Сюда же относится простая архитектурная подсветка зданий. Такое разнообразие дает возможность качественного освещения и целых зданий, и подсветки отдельных элементов архитектуры (лестниц, уличных знаков) и деталей ландшафта.

Система управления является специализированной компьютерной программой, которая отвечает за исполнение прописанных световых сценариев. Она позволяет включать автоматически разные варианты архитектурной подсветки в разное время дня или подходящее для различных мероприятий. Само управление в данном случае максимально упрощено, но это не означает, что заказчик полностью теряет контроль над освещением, можно переключиться и на ручной способ управления.

Совет: Проработка световой концепции неотделима от остальных стадий проекта. Только так можно исключить ошибки при проводке электричества и до конца проработать единый стиль помещения (например, продумать взаимодействие света и мебели).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector