Parketprom.ru

Стройка века — журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как стелить тротуарную плитку во дворе

Как положить тротуарную плитку во дворе


Предельно простая технология укладки тротуарной плитки во дворе частного дома позволяет выполнить работы силами индивидуального застройщика без привлечения специалистов. Достаточно организовать уклоны покрытия, смонтировать ливневку, выбрать рациональную схему раскладки и материал, на который будет производиться мощение в зависимости от эксплуатационных нагрузок.

Нюансы эксплуатации покрытия во дворе

Перед тем, как приступать к декорированию подворья фигурными элементами мощения ФЭМ, необходимо узнать, как правильно спланировать рельеф участка и снизить бюджет благоустройства территории. ФЭМ являются бюджетным вариантом отделки в сравнении с асфальтобетонным покрытием, позволяют выровнять неровности путем террасирования и изготовления уклонов 4 – 7 градусов, необходимых для самотечного удаления дождевых и талых стоков.

Чтобы положить тротуарную плитку ровно и обеспечить максимальный ресурс покрытия, следует учесть следующие нюансы эксплуатации:

  • если планируются нагрузки только от пешеходного трафика, можно использовать тонкую тротуарную плитку 3 – 5 см по подстилающему слою из песка или щебня;
  • при использовании дворовой территории в качестве парковки или для обеспечения заезда грузовых авто (машина ассенизаторов, выгрузка дров, удобрений), необходимо применить брусчатку или тротуарную плитку 5 – 8 см толщины, и усилить основание плитой-подбетонкой.

Толщина тротуарной плитки зависит от эксплуатационных нагрузок.

Важно! Ливневка (точечная или линейная) необходима в любом случае, так как ФЭМ изготавливаются из бетона, резины или полимербетона, а все эти материалы задерживают влагу на поверхности.

Мощение двора тротуарной плиткой

Укладывать плитку во дворе следует с учетом особенностей технологии:

  • фигурные элементы мощения ФЭМ в 90% случаев укладываются на песок или гарцовку (смесь цемента и песка), то есть на сыпучий материал, который не имеет стабильной геометрии;
  • для обеспечения пространственной жесткости дорожного покрытия в период эксплуатации гарцовку или песок необходимо засыпать в коробчатую конструкцию, чтобы исключить высыпание, для этого используются садовые бордюры, лотки ливневки и элементы несущих конструкций здания (фундамент, цоколь).

Для обеспечения жесткости конструкции нужен жесткий пространственный короб, например из поребриков.

Совет! Подсчет количества тротуарной плитки лучше производить после разметки двора с учетом схемы раскладки, наличия криволинейных участков и подпорных стенок для террасирования участка.

Разметка двора

На этом этапе необходимо отбить единый горизонтальный уровень двора, создать уклоны и оконтурить шнурами зону мощения. Чтобы уложить тротуарную плитку на сыпучие смеси, необходимо жесткое основание, желательно из грунтов с минимальным содержанием глины. На практике застройщик сталкивается со следующими проблемами:

  • наличие пахотного слоя – в черноземе/сероземе содержится избыточное количество органики, которая перегнивает под дорожным покрытием и почва дает не контролируемую усадку под брусчаткой;
  • морозное пучение – после насыщения дождевыми водами частички грунта не равномерно увеличиваются в объеме, грунт вспучивается, разрушая и выталкивая покрытие наружу;
  • сложный рельеф – при небольших перепадах высоты (4 – 7 градусов) плитку можно уложить без планировки подворья, поскольку эти уклоны необходимы для самотечного удаления осадков, в остальных случаях двор придется террасировать поребриками, габионами или бетонными подпорными стенами.

Разметка сложного рисунка тротуарной плитки во дворе.

В последнем варианте автоматически добавляются ступени для перехода между террасами. Их лучше выполнить из элементов ФЭМ, чтобы сохранить единство стиля ландшафтного дизайна.

Поэтому разметка двора необходима для очерчивания зоны мощения, с поверхности которой будет снят плодородный слой и заменен нерудным материалом. Для этого используются колышки или обноски, шнур натягивается по наружной грани поребриков или лотков ливневки.

Требования к основанию

При наличии в почве глины она вспучится зимой и разрушит покрытие. На свежей насыпи, наоборот, грунт просядет со временем. Поэтому в первом случае часть почвы (верхние 40 см) заменяют инертным материалом, в котором нет глины и вспучивание сведено к минимуму.

Щебеночное основание для тротуарной плитки.

Во втором варианте так же снимается чернозем, но уже на глубину 0,6 м, засыпается 15 – 20 см слой щебня и отливается 10 см подбетонка по всей дворовой поверхности. Фигурные элементы мощения укладываются на слой песка толщиной 15 см минимум или гарцовку (1/6 цемент, песок, соответственно) толщиной 10 см минимум. Все слои в обязательном порядке уплотняются виброплитой.

Приготовление смеси

Класть дорожное покрытие можно на раствор, сухую смесь-гарцовку или чистый песок. Первый вариант дорогостоящий, покрытие обладает нулевой ремонтопригодностью и крайне чувствительно к подвижкам основания. Гарцовка особых преимуществ в сравнении с чистым песком не обеспечивает, так как для нормального формирования цементного камня необходимо, хотя бы, минимальное водоцементное соотношение, а не случайно проникшая в нижний уровень влага.

Приготовление гарцовки из цемента и песка.

Бордюры и ливневка

Ресурс и качество мощения напрямую зависят от технологии монтажа ливневых лотков и садовых бордюров. Эти элементы выше тротуарной плитки, для них придется углубить траншеи по периметру зоны мощения. Укладывая их на основание, следует соблюдать технологию:

  • установка на раствор;
  • выравнивание верхней грани резиновым молотком по шнуру;
  • добавление раствора на боковые вертикальные стороны изнутри/снаружи для вертикальной фиксации.

Положенный поребрик засыпается снаружи грунтом, изнутри нерудным материалом (песок или щебень) в едином уровне с поверхностью подстилающего слоя. Лотки ливневки и дождеприемники монтируются в нижних точках зоны мощения. Для снижения бюджета благоустройства территории лотки ливневки могут заменять бордюры на одной стороне двора.

Укладка цельной плитки

На изготовленное основание брусчатка укладывается по технологии:

  • отсыпка контактного слоя – пространство внутри жесткого пространственного короба, ограниченного бордюрами и элементами фундамента коттеджа, заполняется гарцовкой (слой 3 см) или чистым песком (слой 4 – 5 см);
  • выравнивание – вдоль любой стороны зоны мощения (обычно длинной) на песок укладываются маяки, расстояние между ними равно размеру правила, которым и удаляется лишний сыпучий материал при движении инструмента по направляющим;

Рис. 8 Выравнивание гарцовки правилом

  • мощение – согласно выбранному рисунку и схеме укладки фигурных элементов мощения тротуарная плитка монтируется на выровненный сыпучий материал вплотную друг к другу.

Правило изготавливается из ровной сухой обрезной доски, в нижней части с обеих сторон которой ножовкой создаются прямоугольные запилы. В отличие от укладываемого на клей кафеля по брусчатке можно ходить сразу же, поэтому работы удобнее веси перед собой. Это позволяет выровнять по маякам всю поверхность мощения и уложить элементы ФЭМ за один прием, что резко повышает производительность.

Безинструментная укладка брусчатки на выровненный и утрамбованный песок

Совет! При качественном выравнивании по маякам гарцовки или песка тротуарную плитку даже не нужно осаживать резиновой киянкой. После засыпки швов вся поверхность ФЭМ подвергается выравниванию и уплотнению виброплитой, избавляя домашнего мастера от ручного труда.

Подрезка и заполнение швов

Без кроя фигурных элементов мощения удается обойтись только на участках правильной геометрической формы, да и то, не для всех коллекций ФЭМ. Подрезка тротуарной плитки необходима в узлах примыкания:

  • у поребриков, фундаментов, цоколей;
  • возле дождеприемников и на перекрестках;
  • на радиусных, извилистых участках.

Крой ФЭМ осуществляется алмазным диском или оснасткой по камню УШМ. В отличие от некоторых бордюров, тротуарная плитка армирования не имеет, режется достаточно легко.

Для некоторых модификаций ФЭМ производители выпускают половинки, что позволяет обойтись без подрезки.

На последнем этапе уложенный облицовочный материал нужно дополнительно защитить от смещения в момент эксплуатации. Для этого швы следует заполнить кварцевым или карьерным мытым песком. Частички указанных материалов имеют рваный край, поэтому саморасклиниваются внутри швов под собственным весом, не вымываются ливнем и не выдуваются ветром.

Засыпка швов ФЭМ.

Песок насыпается кучками по зоне мощения перед уплотнением облицовки виброплитой, сметается щеткой по всей поверхности двора. Сыпучий материал проникает в швы самостоятельно, после обработки поверхности виброплитой сметаются остатки сыпучего материала.

Узел сопряжения с отмосткой

Если планируется мостить тротуарной плиткой всю дворовую территорию, то отмостка по умолчанию так же декорируется этим материалом. Поэтому необходимо учесть нюансы:

  • ширина отмостки должна быть на 15 – 20 см больше проекции крыши на землю;
  • уклон отмостки должен быть от стен наружу в пределах 4 – 7 градусов;
  • рельеф дворовой территории, в свою очередь, может иметь уклон в сторону коттеджа.

Поэтому по периметру отмостки следует смонтировать линейную ливневку из поверхностных лотков. Либо обеспечить отвод стоков с водонепроницаемой поверхности бетонного покрытия в точечные дождеприемники, установленные в нижних точках двора, и организовать уклоны брусчатки в их сторону.

Узел сопряжения отмостки и тротуарного покрытия двора с элементами ливневки.

Важно! На этапе изготовления подстилающего слоя укладываются трубы дренажной канализации от дождеприемников в сторону подземного резервуара для приема и накопления стоков.

Таким образом, мощение двора тротуарной плиткой собственными силами не представляет сложностей для индивидуального застройщика, даже на неровном рельефе. Необходимо учесть состав почвы и ее несущую способность в зависимости от эксплуатационных нагрузок на это декоративное покрытие.

Технология укладки брусчатки: делаем идеальные дорожки самостоятельно

Чтобы поверхность, вымощенная брусчаткой, отвечала плановым техническим и эстетическим параметрам, необходимо чётко выполнять технологические требования на каждом этапе укладки. Нарушение технологии мощения приводит к повреждению бетонных элементов, нестабильности поверхности и быстрому её износу. Соблюдение этих простых инструкций и советов гарантирует длительную эксплуатацию и надлежащий вид обустроенной мостовой территории.

Совет. На поверхности, отведённой под мощение, нужно обязательно проверить состояние почвы, а при выполнении объектов со значительными нагрузками следует провести полноценное геотехническое исследование поверхности. При этом состояние почвы определяет геолог, а проектировщик работ выбирает виды конструкций и соответствующие коммуникации.

Этап 1. Проект

Первым этапом процесса укладки тротуарной брусчатки является подготовка проекта, который должен содержать:

  • размеры участка мощения;
  • определения нагрузки на поверхность;
  • условия водоотведения (продольные и поперечные уклоны);
  • тип брусчатки, её конфигурацию, цвета и количество, план мощения и способ монтажа.

Выполнение проекта следует начать с геодезическо-измерительных работ, при которых выполняется разбивка территории и определение её уровней. В точках разбивки вбиваются в землю колышки или металлические штифты с обозначением уровня, на котором будет находиться поверхность. Через эти отметки протягивается нить, которая и определяет местонахождение верхнего края брусчатки или бордюров.

Этап 2. Подготовка площади

Для подготовки площади к мощению необходимо снять на месте укладки брусчатки верхний слой гумуса и плодородной почвы. Глубину выемки рекомендуется определять, учитывая толщину брусчатки и основания под неё. Как правило, она должна быть в пределах 25–65 см. Если почва на дне выкопанного котлована нестабильна, землю следует дополнительно уплотнить. Также следует очистить грунтовое покрытие от корней и остатков растений.

Если под снятым плодородным слоем находятся малопроницаемые для стоков слои почвы, например, мощные гумусосодержащие пласты чернозёма, пластическая глина или суглинки, необходимо увеличить глубину выкапывания до достижения стабильных грунтов. В случае значительного увеличения глубины котлована вместо избыточно снятой почвы можно засыпать щебень или другой грунт с лучшими свойствами.

При выкапывании котлована очень важно определить уровень грунтовых вод . Когда он находится выше уровня укладки основания под брусчатку, необходимо его снизить, выполнив дренажные работы. На малых площадях работы второго этапа можно выполнять вручную, при большой площади — с помощью машин, таких как бульдозеры, скреперы и грейдеры.

Этап 3. Профилирование территории

На этом этапе необходимо совместить проектирование конфигурации поверхности (повороты, закругления, перекрёсток) с соблюдением уровня поверхностей и склонов. Обязательно следует учесть природные особенности объекта, его ландшафт.

Наклон поверхности проектируется в зависимости от труб канализации, но рекомендуется делать его в пределах 2,5–4,0%, что отвечает уклону 2,5–4 см на метр длины. Грунтовочный слой выравнивают, используя слой крупнозернистого песка толщиной до 10 мм. После этого проводят виброуплотнение выровненного дна котлована. Процесс выравнивания и трамбовки почвы имеет большое значение для формирования будущей поверхности, её водоотведения и стабильности, поэтому требует тщательности и квалифицированных действий.

Этап 4. Обрамление поверхности

В зависимости от предназначения замощения и плановой нагрузки на поверхность границы котлована определяются и фиксируются с помощью бордюров, поребриков (в том числе садовых) или палисадов, между которыми и будет заключена брусчатка. Бордюры предотвращают разницу вымощенной поверхности, укрепляя её края и сохраняя форму.

Эти бетонные изделия устанавливаются на основании из полусухого бетона с соблюдением промежутков между отдельными элементами около 3 мм. Швы не заполняются.

Этап 5. Устройство основания

Залогом верной укладки брусчатки является формирование надёжной основы сверху предварительно выровненного и утрамбованного грунта. Если основание не соответствует проекту, брусчатка не выдержит определённых нагрузок и такое замощение будет шатким и недолговечным. Материалом для основы служит гравий или колотый щебень фракции 5–40 мм, который укладывается слоями толщиной по 10–15 см. Затем каждый из них тщательно уплотняется (примерно на 20% от первоначальной толщины), чтобы обеспечить надлежащую выносливость и прочность основания в эксплуатации.

В основании для верхнего слоя следует применять материал фракции промежуточного значения между зернистостью подсыпки и основы. Такой способ позволит устранить смешивание подсыпки с нижними слоями в процессе эксплуатации брусчатки и возможное вследствие этого проседание плитки и движение швов. Толщина основы зависит, прежде всего, от назначения поверхности и плановых нагрузок. Для мощения придомовых территорий, тротуаров или дорожек достаточно 20 см основания, а поверхности, рассчитанные на постоянное движение автотранспорта, требуют основания толщиной не менее 30–45 см. На выбор толщины основы влияют и результаты исследований свойств почвы, на которой она укладывается. Так, вязкие почвы (например, глина) требуют толстой основы.

Этап 6. Подготовка слоя подсыпки

Над основой должен находиться монтажный слой подсыпки. Подсыпкой служит щебёночный отсев фракции 0–4 мм или просеянный песок фракции 0–7 мм. Для устройства подсыпки не рекомендуется использовать цементно-песчаную смесь. Независимо от эксплуатационных нагрузок и типа брусчатки, толщина подсыпки после уплотнения должна составлять от трёх до пяти сантиметров. Подсыпку следует выровнять таким образом, чтобы уложенная на неё брусчатка находилась примерно на 1 см выше запланированного уровня.

Такие действия позволяют путём утрамбовки выровнять незначительную допустимую разность высот отдельных плиток. Окончательное уплотнение подсыпки выполняется только после укладки брусчатки посредством вибрационной плиты с резиновой накладкой.

Этап 7. Укладка брусчатки

Чтобы не повредить подготовленную подсыпку, замощение начинается от установленных бордюров, а для укладки последующих рядов можно использовать как опору вымощенную поверхность. Направление движения — от края территории к центру. Укладка каждого ряда плиток следует контролировать с помощью шнура, чтобы достичь равномерного распределения плитки на площади.

На участках, предназначенных для постоянного движения транспортных средств, плитка укладывается под углом к направлению движения. Такое диагональное мощения обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на каждый бетонный элемент, делает поверхность более стабильной. Также при этом уменьшается уровень шума от колёс. У краёв площади мощения, т. е. на границе стыка элементов мощения и бордюров, следует специальной пилой ровно обрезать плитку, чтобы она плотно прилегала к бордюру и имела надлежащий эстетический вид. Брусчатку не стоит обрезать больше, чем наполовину.

Вследствие особенностей технологии производства тротуарной плитки и использования натуральных материалов могут возникать отклонения в цветах отдельных элементов мощения. Чтобы на поверхности мощения (особенно в случае значительной площади) не было заметно разницы оттенков одного цвета, рекомендуем вкладывать мостовую одновременно как минимум из трёх поддонов.

Этап 8. Заполнение швов

После завершения укладки плитки происходит заполнение швов. Материал для этих целей должен быть подобран так, чтобы обеспечить эластичную взаимную передачу нагрузки между бетонными элементами. Рекомендуем использовать сухой промытый песок (без примесей) фракции 0–2 мм. Крупнозернистый песок может застревать и неравномерно заполнять швы, а наличие примесей (например, глины) — вызвать появление пятен на поверхности брусчатки . Избыток песка после затирки швов устраняют перед виброуплотнением поверхности, а затем, в случае необходимости, заполняют образовавшиеся пробелы. Допустимо многократное заполнение швов с одновременным поливом их водой, которая облегчает и ускоряет данный процесс.

Особого внимания заслуживает соблюдения необходимых интервалов между брусчаткой. Вопреки распространённому мнению, дистанционные пороги на боковых поверхностях элементов мощения не определяют ширину швов.

Совет. Для тротуаров, дорожек и других пешеходных зон швы должны составлять не менее 2–3 мм, а для дорог и участков, предназначенных для движения транспорта, — 3–5 мм. По мере выполнения работ мостовую необходимо выравнивать, все выявленные отклонения ширины промежутков требуют корректировки.

Наличие интервала между соседними плитками позволяет им взаимодействовать между собой, способствует распределению нагрузки. Также швы нивелируют незначительные допустимые отклонения размеров бетонных элементов (до 2 мм) и компенсируют изменение размеров, вызванное температурными колебаниями. Если уложить брусчатку слишком тесно, материал для заполнения швов не будет выполнять своих функций.

Вследствие этого под действием нагрузок и погодных условий возможно разрушение брусчатки, образование на гранях и углах бетонных элементов потёртостей и трещин. Часто эти деструктивные процессы начинаются и заметны сразу после уплотнения вымощенной поверхности. Таким образом, некачественное выполнение швов является одной из самых распространённых причин неправильного замощения и безосновательных жалоб на качество брусчатки.

Этап 9. Вибрационное уплотнение поверхности

Вымощенную поверхность следует дополнительно уплотнить. Этот процесс осуществляют по сухой и чистой мостовой с помощью вибрационной машины (пылесоса), используя резиновую накладку, функции которой заключаются в амортизации и защите плитки. При отсутствии накладки виброплита может поцарапать и потереть бетонные элементы, а песок из швов — проникнуть в пористую поверхность брусчатки и образовать пятна. Виброуплотнение участка проводят равномерно от краёв к центру до достижения планового уровня поверхности и стабильности бетонных элементов. После этого возможно повторное заполнение швов.

После завершения всех указанных технологических процессов поверхность участка, вымощенная брусчаткой, должна быть ровной, гладкой (без выпуклостей, впадин), устойчивой, целостной, со швами одинаковой ширины. Поверхность, которая отвечает этим требованиям, готова к эксплуатации.

Пошаговая инструкция укладки брусчатки

Тротуарная плитка является одним из наиболее надежных и красивых дорожно-строительных материалов. Её часто используют для мощения тротуаров и автомобильных въездов во дворе частного дома. Стоимость работ по укладке плитки не низкая, а как класть брусчатку не все знают. Чтобы дорожное изделие было качественным, необходимо следовать технологии выполнения работ. Укладка брусчатки своими руками ведется согласно инструкции и исходя из рекомендаций.

Важно знать, как правильно укладывать тротуарную плитку, чтобы она прослужила много лет и имела красивый внешний вид. Дорожное покрытие из брусчатки облагородит не только двор частного дома, но и прилегающую территорию на улице.

Виды и преимущества

Виды тротуарной плитки по материалу изготовления:

Кроме отличий по материалу, есть огромное разнообразие по цвету, форме и декору. Также, она отличается по способу укладки и технологии выполнения работ.

Преимущества укладки брусчатки:

  • Высокая прочность материала.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Экологичность материала.
  • Большая несущая способность.
  • Устойчивость к низкой температуре.
  • Красивый внешний вид.
  • Простота укладки.
  • Возможность повторного использования материала.

  • Стоимость материала достаточно высокая.
  • Сложность обработки.
  • По брусчатке неудобно ходить на каблуках.
  • Возможность вымывания основания и тогда кладка проседает либо выпадают отдельные элементы.

Расчет расхода материала

Перед тем как приступить к укладке брусчатки необходимо закупить весь необходимый материал и приобрести инструмент. Важно точно просчитать площадь выполнения работ, чтобы купить всю плитку одной партией. Если песок или цемент всегда можно докупить, то плитку будет сложно найти. Если это будет та же модель и тот же производитель, но уже другая партия, то она может не совпадать с предыдущей по оттенку или размеру.

Нужно рассчитать всю длину бордюров и закупить соответствующее количество материала. Также, желательно приобрести весь материала и необходимый инструмент, чтобы минимизировать простои в процессе выполнения работ.

Необходимый материал и инструмент:

  • Тротуарная плитка.
  • Бордюр.
  • Геотекстиль.
  • Песок.
  • Щебень.
  • Цемент.
  • Лопата.
  • Грабли.
  • Метла.
  • Тачка.
  • Виброплита (ручная трамбовка).
  • Болгарка с алмазным диском для резки бетона.
  • Резиновая киянка.
  • Молоток.
  • Метрическая рулетка.
  • Уровень.
  • Правило.
  • Ведро.
  • Кельма.
  • Шланг для полива.
  • Колышки и маячный шнур.
  • Средства индивидуальной защиты.

Технология укладки брусчатки

Существует несколько способов мощения тротуарной плитки, они зависят от назначения дороги и вида брусчатки. Плитку можно класть на песок, цементно-песчаную смесь (гарцовку) и даже бетон, при высоких нагрузках на неё.

Несмотря на то, что существуют общеустановленные технологии выполнения кладки, у каждого мастера есть свои особенности в работе. Кто-то говорит: «Я кладу брусчатку недорого», а кто-то берёт высокую плату, но дает длительную гарантию на качество изделия. Поэтому, чтобы не задумываться о том, сколько стоит класть тротуарную плитку, необходимо знать самому, как правильно класть брусчатку.

В итоге, можно сэкономить на работе мастера и сделать качественное мощение, но при этом необходимо хорошо потрудиться. Чтобы правильно выполнить всю работу своими руками, пошаговая инструкция будет просто необходима, особенно для человека, который ранее никогда не сталкивался с таким видом работ.

Технология выполнения работ

Перед тем как выложить тротуарную плитку, должна пройти определенная подготовка. Нужно предусмотреть все нюансы, чтобы достичь требуемого результата. Как правильно укладывать тротуарную плитку, часто указывают сами производители брусчатки, но каждый мастер на практике уже наработал собственную технологию.

    Подготовка к мощению брусчатки. В первую очередь нужно определить — когда следует начать работу. Рекомендуется начинать работу весной. Определяется назначение дороги. Если это пешеходная тропинка, то достаточно будет использовать плитку толщиной 40 мм. Для дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, понадобится более толстая брусчатка. Кроме того, если дорожное покрытие будет подвергаться большой нагрузке, то брусчатка ложится на бетонную стяжку. Пешеходную дорожку можно класть на песок или цементно-песчаную сухую смесь. Но перед тем как класть брусчатку на песок, необходимо устроить надежное основание.

Разметка территории. Перед тем, как класть брусчатку своими руками, необходимо выполнить разметки территории и земляные работы. Определяется фронт работ по параметрам мощения. На этом этапе важно правильно определить ширину дороги, чтобы не пришлось обрезать цельную плитку. Также, нужно учесть толщину всех швов.

Для разметки в углах будущей дороги вбиваются колышки и натягиваются маячные шнуры. Они показывают уровень дорожной поверхности, поэтому горизонталь нужно проверять водяным уровнем. Дорога устраивается таким образом, чтобы был отвод дождевой воды.

  • Земляные работы. Под местом мощения вынимается земля глубиной до 50 см. Растительный слой можно использовать для устройства ландшафтного дизайна. Дно земляной конструкции выравнивается и тщательно трамбуется виброплитой или ручной трамбовкой.
  • Настил геотекстиля. На дно земляной конструкции и её стенок расстилается геотекстиль. Он увеличивает прочность изделия и обеспечивает его целостность. Мастера старой закалки часто выполняют работу без тканевой мембраны, не принимая в свой арсенал современные материалы. Но такое нововведение значительно улучшает качество дорожного покрытия.

  • Засыпка щебнем. Щебень фракциями 20 х 40 мм засыпается в траншею и тщательно уплотняется трамбовкой или виброплитой. Засыпка должна быть толщиной не менее 100 мм. Такая толщина допустима только для пешеходной зоны, для въездов понадобится толщина щебневой засыпки более 150 мм.
  • Устройство бордюров. Бордюры устанавливаются по заранее выполненной разметке. Выполняется замес цементно-песчаного раствора и наносится на основание вдоль устройства бордюра. Блоки устанавливаются в проектное положение на раствор и подгоняются по уровню. Раствор готовится в пропорции 1:3. После устройства бордюров необходимо оставить работу на сутки, чтобы раствор набрал прочности.

  • Устройство песчаной засыпки. На уплотненный щебень выполняется устройство песчаной подушки толщиной 150 мм. Засыпка песком выполняется в несколько этапов слоями по 5 – 7 см. Каждый слой поливается водой из шланга и трамбуется виброплитой. Песок лучше брать речной без примесей глины. В этом случае вода будет стекать в грунт и не задерживаться в подсыпке.
  • Засыпка гарцовкой. Перед тем, как выложить тротуарную плитку, необходимо позаботиться о прочности её укладки. Для этого на песок насыпается цементно-песчаная сухая смесь. Она равномерно распределяется граблями по всей площади кладки. Гарцовка приготовляется из песка с содержанием цемента приблизительно в пропорции 1:8. При попадании воды на гарцовку цемент твердеет и прочно фиксирует брусчатку на своем месте.
  • Укладка брусчатки. Определившись с рисунком тротуара можно приступать к мощению брусчатки. Необходимо узнать способы, как класть брусчатку своими руками в соответствующих условиях и особенности выполнения работ.

    При необходимости брусчатку можно обрезать болгаркой с алмазным кругом для резки камня. Уложенная брусчатка проверяется уровнем и правилом. Она должна быть устроена таким образом, чтобы стекала дождевая вода и не образовывались лужи.

    Заполнение швов. После того, как брусчатка будет уложена, необходимо заполнить швы кладки. Для этого на дорожную поверхность высыпается сухая цементно-песчаная смесь и равномерно распределяется по всей поверхности. Смесь заполняет швы, а излишки убираются при помощи метлы или веника. После чего кладка поливается водой из шланга. Гарцовка, вступая в контакт с водой — твердеет и прочно фиксирует кладку.

    Если выполняется мощение дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, то необходимо устроить армированное железобетонное основание. В этом случае используется брусчатка толщиной от 60 мм, она кладется на цементно-песчаный раствор.

    Заключение

    Укладка брусчатки своими руками позволит сэкономить значительное количество средств на оплату мастеру. Но, важно соблюдать технологию укладки и качественно выполнять все процессы. На каждом этапе проводится контроль качества работ. Если проигнорировать какой-либо процесс или выполнить его некачественно, то значительно уменьшается срок эксплуатации дорожного покрытия. На материалах также не следует экономить.

    Чтобы оптимизировать затраты, можно выбрать золотую середину между качеством и стоимостью. Всякий материал, даже не самый дорогой, должен быть качественным. На устройстве основания также можно где-то сэкономить, но все слои должны быть в наличии, и их толщина должна быть не меньше допустимых норм. Соблюдение всех норм и правил укладки тротуарной плитки позволит длительное время её эксплуатировать.

    Технология укладки брусчатки: делаем идеальные дорожки самостоятельно

    Чтобы поверхность, вымощенная брусчаткой, отвечала плановым техническим и эстетическим параметрам, необходимо чётко выполнять технологические требования на каждом этапе укладки. Нарушение технологии мощения приводит к повреждению бетонных элементов, нестабильности поверхности и быстрому её износу. Соблюдение этих простых инструкций и советов гарантирует длительную эксплуатацию и надлежащий вид обустроенной мостовой территории.

    Совет. На поверхности, отведённой под мощение, нужно обязательно проверить состояние почвы, а при выполнении объектов со значительными нагрузками следует провести полноценное геотехническое исследование поверхности. При этом состояние почвы определяет геолог, а проектировщик работ выбирает виды конструкций и соответствующие коммуникации.

    Этап 1. Проект

    Первым этапом процесса укладки тротуарной брусчатки является подготовка проекта, который должен содержать:

    • размеры участка мощения;
    • определения нагрузки на поверхность;
    • условия водоотведения (продольные и поперечные уклоны);
    • тип брусчатки, её конфигурацию, цвета и количество, план мощения и способ монтажа.

    Выполнение проекта следует начать с геодезическо-измерительных работ, при которых выполняется разбивка территории и определение её уровней. В точках разбивки вбиваются в землю колышки или металлические штифты с обозначением уровня, на котором будет находиться поверхность. Через эти отметки протягивается нить, которая и определяет местонахождение верхнего края брусчатки или бордюров.

    Этап 2. Подготовка площади

    Для подготовки площади к мощению необходимо снять на месте укладки брусчатки верхний слой гумуса и плодородной почвы. Глубину выемки рекомендуется определять, учитывая толщину брусчатки и основания под неё. Как правило, она должна быть в пределах 25–65 см. Если почва на дне выкопанного котлована нестабильна, землю следует дополнительно уплотнить. Также следует очистить грунтовое покрытие от корней и остатков растений.

    Если под снятым плодородным слоем находятся малопроницаемые для стоков слои почвы, например, мощные гумусосодержащие пласты чернозёма, пластическая глина или суглинки, необходимо увеличить глубину выкапывания до достижения стабильных грунтов. В случае значительного увеличения глубины котлована вместо избыточно снятой почвы можно засыпать щебень или другой грунт с лучшими свойствами.

    При выкапывании котлована очень важно определить уровень грунтовых вод . Когда он находится выше уровня укладки основания под брусчатку, необходимо его снизить, выполнив дренажные работы. На малых площадях работы второго этапа можно выполнять вручную, при большой площади — с помощью машин, таких как бульдозеры, скреперы и грейдеры.

    Этап 3. Профилирование территории

    На этом этапе необходимо совместить проектирование конфигурации поверхности (повороты, закругления, перекрёсток) с соблюдением уровня поверхностей и склонов. Обязательно следует учесть природные особенности объекта, его ландшафт.

    Наклон поверхности проектируется в зависимости от труб канализации, но рекомендуется делать его в пределах 2,5–4,0%, что отвечает уклону 2,5–4 см на метр длины. Грунтовочный слой выравнивают, используя слой крупнозернистого песка толщиной до 10 мм. После этого проводят виброуплотнение выровненного дна котлована. Процесс выравнивания и трамбовки почвы имеет большое значение для формирования будущей поверхности, её водоотведения и стабильности, поэтому требует тщательности и квалифицированных действий.

    Этап 4. Обрамление поверхности

    В зависимости от предназначения замощения и плановой нагрузки на поверхность границы котлована определяются и фиксируются с помощью бордюров, поребриков (в том числе садовых) или палисадов, между которыми и будет заключена брусчатка. Бордюры предотвращают разницу вымощенной поверхности, укрепляя её края и сохраняя форму.

    Эти бетонные изделия устанавливаются на основании из полусухого бетона с соблюдением промежутков между отдельными элементами около 3 мм. Швы не заполняются.

    Этап 5. Устройство основания

    Залогом верной укладки брусчатки является формирование надёжной основы сверху предварительно выровненного и утрамбованного грунта. Если основание не соответствует проекту, брусчатка не выдержит определённых нагрузок и такое замощение будет шатким и недолговечным. Материалом для основы служит гравий или колотый щебень фракции 5–40 мм, который укладывается слоями толщиной по 10–15 см. Затем каждый из них тщательно уплотняется (примерно на 20% от первоначальной толщины), чтобы обеспечить надлежащую выносливость и прочность основания в эксплуатации.

    В основании для верхнего слоя следует применять материал фракции промежуточного значения между зернистостью подсыпки и основы. Такой способ позволит устранить смешивание подсыпки с нижними слоями в процессе эксплуатации брусчатки и возможное вследствие этого проседание плитки и движение швов. Толщина основы зависит, прежде всего, от назначения поверхности и плановых нагрузок. Для мощения придомовых территорий, тротуаров или дорожек достаточно 20 см основания, а поверхности, рассчитанные на постоянное движение автотранспорта, требуют основания толщиной не менее 30–45 см. На выбор толщины основы влияют и результаты исследований свойств почвы, на которой она укладывается. Так, вязкие почвы (например, глина) требуют толстой основы.

    Этап 6. Подготовка слоя подсыпки

    Над основой должен находиться монтажный слой подсыпки. Подсыпкой служит щебёночный отсев фракции 0–4 мм или просеянный песок фракции 0–7 мм. Для устройства подсыпки не рекомендуется использовать цементно-песчаную смесь. Независимо от эксплуатационных нагрузок и типа брусчатки, толщина подсыпки после уплотнения должна составлять от трёх до пяти сантиметров. Подсыпку следует выровнять таким образом, чтобы уложенная на неё брусчатка находилась примерно на 1 см выше запланированного уровня.

    Такие действия позволяют путём утрамбовки выровнять незначительную допустимую разность высот отдельных плиток. Окончательное уплотнение подсыпки выполняется только после укладки брусчатки посредством вибрационной плиты с резиновой накладкой.

    Этап 7. Укладка брусчатки

    Чтобы не повредить подготовленную подсыпку, замощение начинается от установленных бордюров, а для укладки последующих рядов можно использовать как опору вымощенную поверхность. Направление движения — от края территории к центру. Укладка каждого ряда плиток следует контролировать с помощью шнура, чтобы достичь равномерного распределения плитки на площади.

    На участках, предназначенных для постоянного движения транспортных средств, плитка укладывается под углом к направлению движения. Такое диагональное мощения обеспечивает более равномерное распределение нагрузки на каждый бетонный элемент, делает поверхность более стабильной. Также при этом уменьшается уровень шума от колёс. У краёв площади мощения, т. е. на границе стыка элементов мощения и бордюров, следует специальной пилой ровно обрезать плитку, чтобы она плотно прилегала к бордюру и имела надлежащий эстетический вид. Брусчатку не стоит обрезать больше, чем наполовину.

    Вследствие особенностей технологии производства тротуарной плитки и использования натуральных материалов могут возникать отклонения в цветах отдельных элементов мощения. Чтобы на поверхности мощения (особенно в случае значительной площади) не было заметно разницы оттенков одного цвета, рекомендуем вкладывать мостовую одновременно как минимум из трёх поддонов.

    Этап 8. Заполнение швов

    После завершения укладки плитки происходит заполнение швов. Материал для этих целей должен быть подобран так, чтобы обеспечить эластичную взаимную передачу нагрузки между бетонными элементами. Рекомендуем использовать сухой промытый песок (без примесей) фракции 0–2 мм. Крупнозернистый песок может застревать и неравномерно заполнять швы, а наличие примесей (например, глины) — вызвать появление пятен на поверхности брусчатки . Избыток песка после затирки швов устраняют перед виброуплотнением поверхности, а затем, в случае необходимости, заполняют образовавшиеся пробелы. Допустимо многократное заполнение швов с одновременным поливом их водой, которая облегчает и ускоряет данный процесс.

    Особого внимания заслуживает соблюдения необходимых интервалов между брусчаткой. Вопреки распространённому мнению, дистанционные пороги на боковых поверхностях элементов мощения не определяют ширину швов.

    Совет. Для тротуаров, дорожек и других пешеходных зон швы должны составлять не менее 2–3 мм, а для дорог и участков, предназначенных для движения транспорта, — 3–5 мм. По мере выполнения работ мостовую необходимо выравнивать, все выявленные отклонения ширины промежутков требуют корректировки.

    Наличие интервала между соседними плитками позволяет им взаимодействовать между собой, способствует распределению нагрузки. Также швы нивелируют незначительные допустимые отклонения размеров бетонных элементов (до 2 мм) и компенсируют изменение размеров, вызванное температурными колебаниями. Если уложить брусчатку слишком тесно, материал для заполнения швов не будет выполнять своих функций.

    Вследствие этого под действием нагрузок и погодных условий возможно разрушение брусчатки, образование на гранях и углах бетонных элементов потёртостей и трещин. Часто эти деструктивные процессы начинаются и заметны сразу после уплотнения вымощенной поверхности. Таким образом, некачественное выполнение швов является одной из самых распространённых причин неправильного замощения и безосновательных жалоб на качество брусчатки.

    Этап 9. Вибрационное уплотнение поверхности

    Вымощенную поверхность следует дополнительно уплотнить. Этот процесс осуществляют по сухой и чистой мостовой с помощью вибрационной машины (пылесоса), используя резиновую накладку, функции которой заключаются в амортизации и защите плитки. При отсутствии накладки виброплита может поцарапать и потереть бетонные элементы, а песок из швов — проникнуть в пористую поверхность брусчатки и образовать пятна. Виброуплотнение участка проводят равномерно от краёв к центру до достижения планового уровня поверхности и стабильности бетонных элементов. После этого возможно повторное заполнение швов.

    После завершения всех указанных технологических процессов поверхность участка, вымощенная брусчаткой, должна быть ровной, гладкой (без выпуклостей, впадин), устойчивой, целостной, со швами одинаковой ширины. Поверхность, которая отвечает этим требованиям, готова к эксплуатации.

    Читать еще:  Сетка из стекловолокна
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector