Parketprom.ru

Стройка века — журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кран шаровой гост

ГОСТ 28343-89
Краны шаровые стальные фланцевые. Технические требования

Купить ГОСТ 28343-89 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется ан шаровые стальные фланцевые краны на условное давление Py от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см2) и условный проход Dy от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования.

Оглавление

1 Область применения

5 Условный проход

6 Ряд условных давлений

7 Соотношение давлений и температур

13 Подготовка к отправке

Приложение 1 Ссылочные нормативно-технические документы

Приложение 2 Данные, указываемые при заказе

Этот ГОСТ находится в:

  • Раздел Экология
    • Раздел 23 ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
      • Раздел 23.060 Арматура трубопроводная
        • Раздел 23.060.20 Краны шаровые и конусные
  • Раздел Электроэнергия
    • Раздел 23 ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
      • Раздел 23.060 Арматура трубопроводная
        • Раздел 23.060.20 Краны шаровые и конусные

Организации:

Flanged steel ball valves. Technical requirements

Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:

КРАНЫ ШАРОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ

Flanged steel ball valves.
Technical requirements

Дата введения 01.01.92

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на шаровые стальные фланцевые краны на условное давление Ру от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см 2 ) и условный проход Dy от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования.

2. ССЫЛКИ

Ссылочные документы приведены в приложении 1.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте используются определения, приведенные в ИСО 6708 и ИСО 7268, а также следующие определения:

3.1. Строительная длина — расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными к оси корпуса и расположенными по концам корпуса.

3.2. Антистатическое исполнение — конструкция, обеспечивающая непрерывную электропроводность между корпусом, шаром и штоком крана.

3.3. Шток с зашитой от вырывания — конструкция, исключающая вырывание штока из корпуса в случае смены сальника без снятия давления в системе.

3.4. Эффективный диаметр — заданный минимальный диаметр проходного сечения крана при полностью открытом положении затвора.

4. МОДЕЛИ

Краны имеют «полный» или «суженный» проходы (см. черт. 1) и размеры строительных длин, соответствующие требованиям ИСО 5752.

Примечание. В некоторых видах арматуры, выпускаемой большими сериями на условное давление Ру 10 и малыми сериями на условное давление Ру 16 и 20, шар (пробка) (при полностью или частично закрытом положении) может выступать за края фланцевых поверхностей.

5. УСЛОВНЫЙ ПРОХОД

Условный проход (Dy) выбирается из ряда: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500.

6. РЯД УСЛОВНЫХ ДАВЛЕНИЙ

Условное давление Ру выбирается из ряда: 10, 16, 20, 25, 40, 50, 100.

7. СООТНОШЕНИЕ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР

Допустимые соотношения давлений и температур для корпусов, приведенные в соответствующих таблицах ИСО 7005-1, не имеют ограничения в зависимости от материала уплотнений. Пределы этих соотношений устанавливаются изготовителем арматуры и указываются при маркировке (см. п. 12.3).

8. КОНСТРУКЦИЯ

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отводов приведены на черт. 2.

Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

1 — возможное расположение отводного отверстия; 2 — концы цапфы могут быть цапковые, муфтовые или теми и другими

Конструктивные элементы крана приведены на черт. 3.

8.1.1. Общие положения. Корпус может быть цельным или разъемным. В разъемном корпусе расчетная прочность места соединения должна соответствовать прочности присоединительного фланца корпуса.

По согласованию с заказчиком могут предусматриваться специальные меры по предохранению полости корпуса от превышения давления.

1 — присоединительный фланец; 2 — диаметр проходного отверстия корпуса; 3 — горловина корпуса; 4 — фланец горловины; 5 — эффективный диаметр; 6 — корпус; 7 — строительная длина

8.1.2. Толщина стенок корпуса (см. черт. 4)

8.1.2.1. Минимальная толщина стенки при изготовлении (tm) указана в табл. 1, за исключением случаев по пп. 8.1.2.2 и 8.1.2.3.

Допускается увеличение толщины металлических стенок при необходимости учета, например сборочных напряжений, усилий на закрытие крана, вырезов некольцевой формы и концентратов напряжения.

8.1.2.2. Минимальная толщина стенки (п. 8.1.2.1) приходится на горловину корпуса в месте, отстоящем на расстоянии 1,1 от наружной поверхности корпуса и измеряется от внутренних поверхностей, где d — внутренний диаметр, как определено в п. 8.1.3.4.

Вне расстояния 1,1 участок горловины у кольцевого сечения с внутренним диаметром d‘ должен иметь толщину не менее tmin, эта величина может определяться интерполяцией значения tm, соответствующего величине d, равной 2d‘/3 при условном давлении Ру.

Если d‘ > 1,5d, то минимальная толщина стенки горловины будет больше базовой tm, причем такая толщина должна быть на всем участке горловины с диаметром d‘ > 1,5d.

8.1.2.3. На некоторых участках допускается толщина стенок меньше минимального значения при условии выполнения следующих ограничений:

а) участок, толщиной меньше минимального значения, может находиться внутри окружности, диаметр которой не превышает 0,35 ,

где d — внутренний диаметр по табл. 2;

tm — минимальная толщина стенки корпуса по табл. 1;

б) измеренная величина должна быть не меньше 0,75 tm;

в) расстояние между окружностями должно быть не меньше 1,75 .

8.1.3. Размеры корпуса

8.1.3.1. Строительная длина должна соответствовать требованиям ИСО 5752.

8.1.3.2. Присоединительные фланцы корпуса должны соответствовать требованиям ИСО 7005-1.

Примечание. Если конструкция корпуса не допускает сверления сквозных отверстий фланца, то предусматриваются резьбовые отверстия.

8.1.3.3. Присоединительные фланцы отливаются или штампуются вместе с корпусом или с патрубками разъемного корпуса, а также могут присоединяться сваркой, а для корпусов кранов с условным проходом Dy > 50 мм фланцы привариваются встык. Затем проводится термообработка, необходимая для обеспечения возможности использования материала во всем диапазоне рабочих температур.

Вместе разбираемся с темой: ГОСТ кранов шаровых

К каждому виду кранов предъявляются свои требования, то есть у одних есть ограничения по максимальному давлению, у других по максимальной температуре, у третьих ограничение на типы перекачиваемых рабочих сред. Все эти требования определены в нормативной документации. На территории нашей страны такой нормативной документацией является ГОСТ кранов шаровых.

ГОСТы

Уровень важности этой запорной арматуры показывает то, что в той или иной степени производство и применение шаровых кранов упоминается в нескольких документах. Например, ГОСТ 21345-78, определяет общие технические условия на краны шаровые, рабочее давление которых не превышает 25 МПа. А ГОСТ 28908-91 определяет строительную длину этой арматуры.

Краны шаровые ГОСТ 21345-78

Этот документ определяет технические условия, которые ложатся в основу производства этой продукции. Кстати, вся продукция, импортируемая из-за пределов нашей страны, должна полностью соответствовать требованиям, описанным в этом документе.

Этот документ регламентирует технологические требования к шаровым кранам, в частности, в нем указаны требования к присоединительной резьбе и метрической, и трубной. Кроме того, что должны быть соблюдены размеры и допуска к ним, указаны недопустимые дефекты.

Так как шаровые краны применяют, в том числе и газовых трубопроводах, в этом ГОСТе дано четкое указание о конструкции корпуса, в частности о наличии упора, который ограничивает движение шарового затвора.

Содержание документа

В этом документе предписаны определенные требования к конструктивным элементам. Например, если при сборке крана применяется сварка, то производитель обязан следить и за качеством швов, и за их обработкой. В частности, швы не должны содержать на своей поверхности шлака и металлических брызг.

В отдельный раздел выведены требования по приемке готовой продукции. В частности оговорены требования к испытаниям на герметичность, максимальное давление. Кроме того, оговорены параметры ГОСТ на основании которой принимается решение о приемке партии или возврате ее на доработку. Кстати, этот раздел может быть интересен тем, кто постоянно использует шаровые краны в своей работе или торгует ими. Требования по приемке готовой продукции можно использовать при приемке продукции на склад, например, крупной торговой организации.

Читать еще:  Как поставить маячки для заливки пола

В последней главе ГОСТ, разъяснены правила хранения и перевозки готовой продукции до клиента. Кстати, если потребитель, обнаружит огрехи в упаковке, то он имеет полное право оформить рекламационный акт на поставленную продукцию и начать процедуру возврата некондиционной продукции.

ГОСТ кранов работающих под давлением более 25 МПа, предусмотрены другие технические требования, в частности предусмотрены более жесткие условия испытаний готовой продукции.

В соответствии с принятой практикой, ГОСТ является руководящим документом, на основании которого предприятие разрабатывает технические условия (ТУ). В этом документе, который выпускает предприятие-изготовитель, прописаны основные требования к производству, контролю и приемке готовой продукции в привязке к конкретным производственным условиям. Этот документ является основой для запуска изделия в массовое производство.

Как выбрать кран шаровый

Проектировщик, выбирая краны шаровые ГОСТ, должен в первую очередь руководствоваться требованиями технического задания. В частности, в нем должны быть указаны параметры давления, температуры, характеристика рабочей среды.

На основании полученных данных инженер выполняет расчеты, в результате которых станет понятно, какой основной диаметр будет использован в проектируемой системе. Исходя из него, происходит выбор модели шаровых кранов, которые будут установлены в системе.

Кроме проходного диаметра необходимо учитывать и так называемый строительный размер. Он расположен по оси движения рабочей среды и показывает расстояние от одного торца до другого. Эти размеры определены в ГОСТ 28908-91. В нем определены строительные размеры (длины) шаровых кранов и дисковых затворов.

После того как, проведены все необходимые расчеты, в спецификации к проекту будет обозначен шаровой кран ГОСТ XXXXX-YY. И теперь необходимо купить этот кран в компании, которая занимается поставками запорной арматуры.

Как правильно выбрать кран шаровой

В компании торгующей запорной арматурой или на рынке, у частников, потребителю всегда предложат несколько моделей кранов шаровых ГОСТ, на которые описан выше. Оптимальный кран можно выбрать, соблюдая несколько простых правил.

Во-первых, необходимо понять, из какого материала выполнен шаровой кран. В большинстве случаев их выполняют из латуни лц40сд или ее аналогов. Поскольку определить материал на глазок практически невозможно надо учитывать следующие факторы. Если корпус крана отлит из силумина, такая конструкция имеет очень низкий вес.

Во-вторых, необходимо осмотреть запорный элемент. В качественном кране шар должен блестеть, если у него матовая поверхность и видны какие-либо дефекты, то лучше всего такой кран не приобретать. Если затвор выполнен из черного металла, то можно быть уверенным, что через некоторое время , он начнет ржаветь. Выяснить, какой материал использован для изготовления шарового затвора может помочь магнит.

В-третьих, к лучшим моделям шаровых кранов относят конструкции, которые способны работать под давлением в 10 кгс/кв.см. Действительно краны лучше закупать с запасом по давлению. Это позволит устранить проблемы, которые случаются при возникновении гидравлического удара.

Итоги

Разумеется, продавец должен представить все сопровождающие документы – сертификат безопасности, качества и пр.,кроме того, он должен предоставить по требованию потребителя и накладные, где указан поставщик. Но, ни один документ не заменит обыкновенного визуального осмотра. Если в руках оказался действительно качественный продукт – это сразу будет видно.

То есть на корпусе не будет даже незначительных дефектов, к примеру, приливов. Маркировка, которая нанесена на поверхность корпуса, должна содержать указание его размере, предельном параметре давления и температуры. Нередко, известные производители, размещают свое название или логотип.

Некоторые малоизвестные или начинающие производители вносят в конструкцию шарового крана изменения и надо сказать, они не всегда идут на пользу. Например, вместо стальной рукояти, может быть установлена пластмассовая. Работ или поздно, рукоять начнет прокручиваться или просто сломается.

Кран, который выполнен в соответствии со всеми требованиями, должен свободно прокручиваться, не вынуждая покупателя прикладывать значительную силу или дополнительные приспособления (трубы), недопустимо проявление каких-либо заеданий. Такую свободу движения обеспечивает фторопластовое седло, имеющее практически нулевой коэффициент трения.


  • Маркировка шаровых кранов гост. Латунные шаровые краны. Особенности конструкций

    ГОСТ 28343-89
    (ИСО 7121-86)

    КРАНЫ ШАРОВЫЕ СТАЛЬНЫЕ ФЛАНЦЕВЫЕ

    Flanged steel ball valves. Technical requirements

    МКС 23.060.20
    ОКП 37 0000

    Дата введения 1992-01-01

    1. ВНЕСЕН Межотраслевым государственным объединением «Энергомаш»

    2. Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 22.11.89 N 3423 введен в действие государственный стандарт СССР ГОСТ 28343-89, в качестве которого применен международный стандарт ИСО 7121-86, с 01.01.92

    3. Срок проверки — 1995 г., периодичность проверки — 5 лет

    4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

    Настоящий стандарт распространяется на шаровые стальные фланцевые краны на условное давление от 1 до 10 МПа (от 10 до 100 кгс/см) и условный проход от 10 до 500 мм, предназначенные для нового проектирования.

    2. ССЫЛКИ

    Ссылочные документы приведены в приложении 1.

    3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    В настоящем стандарте используются определения, приведенные в ИСО 6708 и ИСО 7268, а также следующие определения:

    3.1. Строительная длина — расстояние между двумя плоскостями, перпендикулярными к оси корпуса и расположенными по концам корпуса.

    3.2. Антистатическое исполнение — конструкция, обеспечивающая непрерывную электропроводность между корпусом, шаром и штоком крана.

    3.3. Шток с защитой от вырывания — конструкция, исключающая вырывание штока из корпуса в случае смены сальника без снятия давления в системе.

    3.4. Эффективный диаметр — заданный минимальный диаметр проходного сечения крана при полностью открытом положении затвора.

    4. МОДЕЛИ

    Краны имеют «полный» или «суженный» проходы (см. черт.1) и размеры строительных длин, соответствующие требованиям ИСО 5752.

    Черт.1. Модели

    Примечание. В некоторых видах арматуры, выпускаемой большими сериями на условное давление 10 и малыми сериями на условное давление 16 и 20, шар (пробка) (при полностью или частично закрытом положении) может выступать за края фланцевых поверхностей.

    5. УСЛОВНЫЙ ПРОХОД

    Условный проход () выбирается из ряда: 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500.

    6. РЯД УСЛОВНЫХ ДАВЛЕНИЙ

    Условное давление выбирается из ряда: 10, 16, 20, 25, 40, 50, 100.

    7. СООТНОШЕНИЕ ДАВЛЕНИЙ И ТЕМПЕРАТУР

    Допустимые соотношения давлений и температур для корпусов, приведенные в соответствующих таблицах ИСО 7005-1, не имеют ограничения в зависимости от материала уплотнений. Пределы этих соотношений устанавливаются изготовителем арматуры и указываются при маркировке (см. п.12.3).

    8. КОНСТРУКЦИЯ

    Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отводов приведены на черт.2.

    Черт.2. Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

    Типовые конструкции шаровых кранов с оптимальным расположением отвода

    1 — возможное расположение отводного отверстия; 2 — концы цапфы могут быть цапковые,
    муфтовые или теми и другими

    Конструктивные элементы крана приведены на черт.3.

    Черт.3. Терминология

    1 — присоединительный фланец; 2 — диаметр проходного отверстия корпуса; 3 — горловина корпуса;
    4 — фланец горловины; 5 — эффективный диаметр; 6 — корпус; 7 — строительная длина

    8.1.1. Общие положения. Корпус может быть цельным или разъемным. В разъемном корпусе расчетная прочность места соединения должна соответствовать прочности присоединительного фланца корпуса.

    По согласованию с заказчиком могут предусматриваться специальные меры по предохранению полости корпуса от превышения давления.

    8.1.2. Толщина стенок корпуса (см.черт.4)

    Черт.4. Толщина стенок

    8.1.2.1. Минимальная толщина стенки при изготовлении () указана в табл.1, за исключением случаев по пп.8.1.2.2 и 8.1.2.3.

    Толщина стенки корпуса

    Условный проход
    , мм

    Минимальная толщина , мм, при условном давлении , кгс/см

    Читать еще:  Чем пропитать вагонку внутри бани

    Допускается увеличение толщины металлических стенок при необходимости учета, например сборочных напряжений, усилий на закрытие крана, вырезов некольцевой формы и концентратов напряжения.

    8.1.2.2. Минимальная толщина стенки (п.8.1.2.1) приходится на горловину корпуса в месте, отстоящем на расстоянии от наружной поверхности корпуса, и измеряется от внутренних поверхностей, где — внутренний диаметр, как определено в п.8.1.3.4.

    Вне расстояния участок горловины у кольцевого сечения с внутренним диаметром должен иметь толщину не менее , эта величина может определяться интерполяцией значения , соответствующего величине , равной при условном давлении .

    Если , то минимальная толщина стенки горловины будет больше базовой , причем такая толщина должна быть на всем участке горловины с диамет

    8.1.2.3. На некоторых участках допускается толщина стенок меньше минимального значения при условии выполнения следующих ограничений:

    а) участок, толщиной меньше минимального значения, может находиться внутри окружности, диаметр которой не превышает ,

    где — внутренний диаметр по табл.2;

    — минимальная толщина стенки корпуса по табл.1;

    б) измеренная величина должна быть не меньше ;

    в) расстояние между окружностями должно быть не меньше .

    8.1.3. Размеры корпуса

    8.1.3.1. Строительная длина должна соответствовать требованиям ИСО 5752.

    8.1.3.2. Присоединительные фланцы корпуса должны соответствовать требованиям ИСО 7005-1.

    Примечание. Если конструкция корпуса не допускает сверления сквозных отверстий фланца, то предусматриваются резьбовые отверстия.

    8.1.3.3. Присоединительные фланцы отливаются или штампуются вместе с корпусом или с патрубками разъемного корпуса, а также могут присоединяться сваркой, а для корпусов кранов с условным проходом >50 мм фланцы привариваются встык. Затем проводится термообработка, необходимая для обеспечения возможности использования материала во всем диапазоне рабочих температур.

    8.1.3.4. Для корпусов без футеровки диаметры проходных отверстий должны соответствовать табл.2.

    Внутренний диаметр входного отверстия

    Условный проход , мм

    Внутренний диаметр входного отверстия , мм,
    при условном давлении , кгс/см

    8.1.3.5. Минимальное проходное отверстие в полнопроходных кранах и в кранах с суженным проходом должно быть круглой формы, а его диаметр — соответствовать значениям, указанным в табл.3.

    Условный проход , мм

    Эффективный диаметр, мм, при условном давлении , кгс/см

    10, 16, 20, 25, 40, 50

    8.1.3.6. Конструкция корпуса крана с условным проходом 50 мм должна предусматривать возможность выполнения, в случае необходимости, дренажного отверстия (см. черт.2а). Резьба в отверстиях должна соответствовать требованиям ИСО 7-1 и табл.4.

    Дренажные отводные отверстия

    Условный проход , мм

    Отверстия шара должны иметь круглую форму и диаметры, указанные в табл.3. Другая форма согласуется с заказчиком.

    8.3. Шток с защитой от «вырывания»

    Конструкция крана должна исключать «вырывание» штока из корпуса при наличии давления в системе в случае замены сальникового уплотнения, поскольку сами крепежные элементы уплотнения не обеспечивают крепления штока.

    8.4. Кольца седла

    Конструкция колец седла или узла седла должна предусматривать возможность их замены, за исключением неразъемных сварных корпусов.

    Все болтовые соединения должны иметь крупную метрическую (см. ИСО 261) или дюймовую (см. ИСО 263) резьбу.

    8.6. Требования к антистатическому исполнению

    В случае необходимости в кранах должно предусматриваться устройство, обеспечивающее непрерывную электропроводимость между штоком и корпусом в кранах 50 мм или между шаром и корпусом в более крупных кранах. Это устройство должно отвечать следующим требованиям:

    а) располагаться в месте, защищенном от попадания посторонних частиц и коррозии под влиянием внешних условий;

    б) при испытаниях устройств на электропроводимость, проводимых на собранных сухих изделиях после гидростатических испытаний, должен использоваться источник энергии, не превышающей 12 В постоянного тока, при этом разряд должен происходить при сопротивлении не более 10 Ом. Испытания проводятся не менее 5 раз;

    в) конструкция должна предусматривать снятие антистатичности только искусственным путем.

    9. УПРАВЛЕНИЕ

    9.1. Конструкция крана предусматривает возможность управления краном с помощью рукоятки или ключа.

    9.2. Краны с ручным управлением следует закрывать путем поворота рукоятки или гаечного ключа в направлении по часовой стрелке или против нее.

    Примечание. Закрытие крана должно осуществляться по часовой стрелке, если нет специальных указаний об обратном. В этом случае заказчик должен точно указать исполнение в соответствии с приложением 2.

    9.3. На рукоятке должна быть нанесена маркировка, позволяющая указывать положение «открыто» и «закрыто».

    9.4. Установка рукоятки или ключа должна гарантировать возможность легкого их съема и замены.

    Примечание. При изготовлении кранов с гаечным ключом последний следует устанавливать параллельно проходному каналу в пробку, если нет специального указания заказчика.

    9.5. Краны следует снабжать указателем направления проходного отверстия шара. Если единственным указателем направления является гаечный ключ (рукоятка), то конструкция сборки должна быть максимально точной.

    9.6. Должны быть предусмотрены ограничители хода как для полностью открытого, так и закрытого положения крана.

    10. МАТЕРИАЛЫ

    Для изготовления корпуса, патрубков, крышки используются материалы, указанные в ИСО 7005-1. Пробка дренажного отверстия должна изготовляться из того же материала, что и корпус. Нельзя пользоваться чугунными пробками.

    10.2. Шар, шток и обойма колец седла

    Материалы выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

    10.3. Кольца седла

    Материал колец выбирает изготовитель, если нет специальных указаний заказчика (см. приложение 2).

    10.4. Для уплотнения штока, набивки (сальник), уплотнения соединений корпуса, прокладки используют материалы, которые должны быть пригодны для применения при максимальной температуре, указанной на фирменной табличке.

    Фирменную табличку следует изготовлять из коррозионно-стойкого материала. Она должна быть прикреплена коррозионно-стойкими элементами или приварена.

    11. ИСПЫТАНИЯ

    11.1. Каждый кран испытывается давлением в соответствии с требованиями ИСО 5208.

    11.2. При испытаниях на герметичность норма протечки в затворе с прокладками из эластомерных или полимерных материалов должна соответствовать 3-му классу по ИСО 5208.

    12. МАРКИРОВКА

    12.1. Каждый кран следует маркировать в соответствии с требованиями ИСО 5209, за исключением случаев, указанных ниже.

    12.2. Маркировку следует наносить непосредственно на корпус или табличку, надежно закрепленную на корпусе. Табличка, на которую наносят маркировку, должна быть индивидуальна и отлична от фирменной таблички (см. п.12.3).

    Маркировка корпуса должна содержать следующие указания:

    а) условный проход ( с соответствующим числовым значением) с указанием эффективного диаметра для кранов с суженным проходом, например 80/57;

    б) условное давление ( с соответствующим числовым значением);

    в) обозначение материала корпуса (см. ИСО 7005-1);

    г) обозначение плавки (если этого требует заказчик или соответствующие нормативно-технические документы);

    д) название предприятия-изготовителя или товарный знак;

    е) стрелку, указывающую направление потока среды (для кранов только с односторонним потоком среды);

    ж) присоединительные фланцы, имеющие канавки под прокладку, имеющие маркировку уплотнительного кольца (например R25 — см. ИСО 70051-1). Маркировка должна наноситься на торец обоих фланцев.

    12.3. Маркировка корпуса или фирменной таблички должна содержать следующие сведения:

    а) ограничение давления или температуры, устанавливаемое изготовителем в зависимости от материала или конструкции запорных элементов (перепад давления в шаре при температуре 20 °С, если он меньше, чем перепад давления корпуса).

    Следует указывать также максимально допустимую температуру и соответствующее ей давление;

    б) номер настоящего стандарта;

    в) указание на антистатическое исполнение, если оно есть (см. п.8.6).

    Примечание. По выбору изготовителя или по требованию заказчика могут указываться и другие дополнительные сведения, если они не противоречат тем, которые устанавливает настоящий стандарт.

    Шаровый (шаровой) кран: требования ГОСТ, разновидности и применение

    Шаровый кран, выпускаемый согласно ГОСТ 9702-87, 28343-89, 28908 – 91, 21345-2005 – тип запорной и регулирующей арматуры с затвором (пробкой) в форме сферы (шара), через сквозное круглое отверстие в которой проходит рабочая жидкость. Изобретенные более столетия назад шаровые краны обрели популярность с появлением синтезируемого каучука и фторопласта, использование которых обеспечило плотность перекрытия циркуляции рабочей среды.

    Шаровые краны используются практически в каждом трубопроводе бытового и промышленного назначения

    Классификация шаровых кранов

    По соответствию диаметра отверстия в затворе (подвижном элементе) внутреннему диаметру трубы, на которую устанавливается устройство, запорные устройства относят к:

    Читать еще:  Обработка вагонки внутри бани

    Полнопроходным. У полнопроходного шарового крана, устанавливаемого на трубу, диаметр отверстия в затворе шара совпадает с внутренним диаметром трубопровода. Высокая надежность полнопроходных шаровых кранов проявляется в уровне потерь циркулирующей жидкости при открытом его положении. Он ничтожно мал и практически равен потерям при прохождении жидкости через трубу, длина которой равна длине корпуса полнопроходного шарового крана. Такой уровень гидравлических потерь в несколько раз ниже, чем у прочих типов запорной арматуры. Это обстоятельство способствовало тому, что полнопроходной шаровый кран востребован как основное запорное устройство на линейной части мощных магистральных трубопроводов.

    Редуцированным или стандартнопроходным. У редуцированного шарового крана, устанавливаемого на трубу, диаметр отверстия в затворе шара уступает ее внутреннему диаметру. Разница подбирается в один типоразмер. Стандартнопроходные (редуцированные) запорные устройства находят применение в трубопроводных системах, для которых частичная потеря напора при открытом положении крана не становится критичной.

    По типу присоединения устройства относят к:

    1. Фланцевым. Фланцевые запорные устройства устанавливают там, где запрещено применять сварку. Они находят также применение на трубопроводах, где предусматривается возможность частичной разборки и последующей сборки.
    2. Под приварку. Шаровые краны с соединением под приварку устанавливают, чтобы добиться особенной прочности соединения и обеспечить полную герметичность перекрытия потока циркулирующей жидкости. Такое соединение принято применять на труднодоступном и/или особо ответственном участке трубопровода.
    3. Муфтовым. Краны шаровые муфтовые ГОСТ 28908 – 91 оснащены внутренней конической или цилиндрической резьбой. Основной сферой их применения является коммунальное хозяйство.
    4. Комбинированным. Запорные устройства с комбинированным присоединением не имеют четко выраженной основной сферы применения. Их устанавливают на участках различных трубопроводных систем.

    Полнопроходной кран — наиболее востребованный тип запорной арматуры

    Среди устройств специального назначения выделяют:

    1. Трехходовые. С их помощью перераспределяют потоки рабочей среды.
    2. Оснащенные обогревом корпуса.
    3. С контролем протечек.

    Особенности конструкции

    Конструкция устройства состоит из:

    • корпуса;
    • седел;
    • затвора (шаровой пробки). Именно в устройстве запорных органов кроются основные различия в исполнении устройств. Конструкция с плавающим шаром устанавливается на трубах с диаметром до 200 мм. Пробка, не имеющая жесткой связи со шпинделем, перемещается и прижимается давлением рабочей среды к уплотнительному кольцу, создавая при больших диаметрах чрезмерную нагрузку на него, затрудняя работу устройства. Конструкция с шаром в опорах снабжена цапфой (осевым выступом) в нижней части, входящей в особое углубление, седла прижимаются под давлением к поверхности пробки. Конструкция более сложная и дорогая, но позволяющая применять значительно меньшие усилия, управляя краном, как вручную, так и с использованием привода;
    • рукоятки (для ручного управления);
    • шпинделя, передающего усилие от рукоятки к затвору.

    Корпус кранов может быть пластиковым или металлическим, наиболее долговечные изделия изготавливаются из стали

    Основание устройства исполняют из чугуна, стали, бронзы или латуни. Затворную пробку – из стали (хромированной стали) или латуни. Седла – из тефлона или фторопласта. Полипропиленовые конструкции имеют минимальные резьбовые соединения. Их можно устанавливать, устраивая разводку в квартире, частном доме. Срок службы металлических устройств – пять лет, силуминовых (пренебрежительно оцениваемых многими специалистами) – до двух лет.

    Цвета рукояток (рычагов) указывают на характер рабочей среды:

    • красный – для горячей воды, систем отопления;
    • синий – для холодного водоснабжения;
    • желтый и черный – для газопроводов.

    Краны шаровые латунные муфтовые

    Выполняются из кованой латуни, рекомендуются для установки на трубопроводах малого диаметра. При появлении протечек, достаточно подтянуть гайку, прижав тефлоновое сальниковое уплотнение. Эксплуатационный ресурс рассчитан на двадцать тысяч циклов открытия-закрытия.

    Латунное устройство отличается такими эксплуатационными качествами:

    • долговечностью и надежностью, отсутствием необходимости в смазке, техническом, обслуживании, ремонте;
    • герметичностью, исключающей утечки;
    • возможностью установки в любом положении;
    • повышенной травматической безопасностью рукоятки;
    • пригодностью к работе при рабочем давлении до 1,6 Мпа и температуре до +150º С.

    Муфтовые краны устанавливаются на трубы малого диаметра, в основном, в бытовых условиях

    Краны шаровые стальные

    Устройство состоит из цельной сферного тела и цилиндрических патрубков. Конструкция сферы, выполненная из высококачественной стали, лишена болтовых разъемов. Этим исключается утечка под давлением рабочей среды.

    Стальной шаровой кран характеризуется:

    • перекрытием потока рабочей жидкости с высокой скоростью;
    • простотой установки и управления;
    • отсутствием потребности в специальном техническом обслуживании, замене деталей;
    • устойчивостью к высокой температуре рабочей среды;
    • экономичностью. Принято считать, что именно эти устройства представляются оптимальным выбором, если исходить из пресловутого соотношения стоимости и качества приобретаемого продукта.

    На что обратить внимание при приобретении и установке шарового крана

    При подборе запорной арматуры рекомендуется предварительно составить четкое представление о таких параметрах, связанных с ее последующей эксплуатацией:

    • сечении труб в трубопроводной системе;
    • возможности возникновения гидравлических ударов, которые будут воздействовать на шаровый кран;
    • типе и агрессивности рабочей среды, с которой придется контактировать затворной пробке (шару);
    • качестве корпуса крана, которое обеспечит беспроблемность работы.

    Краны отечественных производителей маркируются согласно ГОСТам

    Отечественные производители (как и прочие, работающие на постсоветском пространстве) маркируют запорную арматуру согласно ГОСТам. Продукция зарубежных компаний снабжена стандартным метрическим обозначением, соответствующего условному диаметру трубы.

    Металлические изделия заметно тяжелее пластиковых, разницу несложно определить, просто подержав устройство в руке. Блестящее затворное устройство – признак качества, блеск обретается вследствие дорогостоящего опыления латуни никелем или хромом.

    Самостоятельно шаровый кран устанавливается при помощи следующих способов:

    1. Фланцевого. При фланцевой установке плоские кольца с отверстиями для болтов накладываются по обе стороны крана на болты. Затягиванием болтов достигается стыковка и последующая фиксация.
    2. Резьбового. Запорное устройство устанавливается по нанесенной резьбе.
    3. Сварного. Запорная арматура приваривается к определенному участку трубопровода. Надежность соединения несомненна, но осложняется проведение ремонта или демонтажа.

    Приступая к установке шарового крана

    Первым шагом на пути установки устройства является выбор места, где оно будет устанавливаться. В стесненных условиях важно правильно определиться с длиной ручки запорного устройства, можно ли будет нормально поворачивать длинную или короткую ручку на том месте, где намечается установить кран. На вертикальном трубопроводе местоположение ручки не имеет значения. На горизонтальном трубопроводе ручка шарового крана обязательно должна размещаться вверху, допустимое отклонение от вертикали не может превышать 45º.

    Способ монтажа шарового крана зависит от материала труб, из которых собирается трубопровод

    Шаг второй – подбирается кран с определенными параметрами. В домашних условиях выбор обычно останавливается на муфтовом шаровом кране с резьбовыми соединениями. Запорное устройство с фланцами понадобится при диаметре трубопровода, превышающем 40 мм.

    Третий шаг – уточнение диаметра труб, на которые будет устанавливаться устройство, и видов резьбы на концах труб по месту установки.

    Шаг четвертый – уточнение направления течения жидкости в трубопроводе и требуемого вида резьбы на кране в зависимости от этого фактора. Это уточнение может и не понадобиться, так как большинство запорных устройств может устанавливаться любой стороной, независимо от направления потока. Но некоторые модели шаровых кранов имеют стрелку – указание требуемого направления течения жидкости. Их можно устанавливать только определенным образом, обусловленным конструктивными особенностями устройства.

    Установка металлических и пластиковых шаровых кранов

    При установке металлического устройства резьбовое соединение уплотняется, например, ФУМ-лентой. Кран при уплотненном соединении навинчивается не до упора, а так, чтобы обеспечить удобное пользование ручкой. По завершении установки следует сразу же убедится в отсутствии протечки.

    Устанавливая пластиковый трубопровод, следует подбирать все элементы (фитинги, трубы, запорное устройство) в исполнении одного производителя. Установка потребует наличия полифуза – специального паяльника для полимерных конструкций в виде плоского нагревательного элемента. Для пайки полипропиленовых изделий требуется разогреть полифуз до 260º С. Кран и труба вставляются в насадки по сторонам полифуза и нагреваются одновременно, не более 6-10 секунд. Размягчившиеся элементы снимаются с насадок и незамедлительно состыковываются. Остывание завершает процесс пайки.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector